Блокчейн сейчас является одной из самых обсуждаемых технологий. Ее применение в банковской и финансовой сферах лежит на поверхности и постоянно обсуждается профессиональным сообществом. Однако в развитии блокчейн заложен огромный потенциал и для других отраслей экономики. Какие возможности она открывает, перед постоянно набирающей обороты индустрией путешествий, как может помочь человеку, отправившемуся в путь, рассказал в своей колонке Дмитрий Краснов, вице-президент SITA, Россия и СНГ.
Коротко о технологии
Технологию блокчейн можно представить себе в виде виртуальной учетной книги, куда в строго определенном порядке попадают особым образом сформулированные записи о транзакциях. Хранится она не в одном месте, а на множестве компьютеров, объединенных в общую сеть. Так обеспечивается безопасность информации. Кроме того, в процессе передачи данных участвуют только две стороны, наделенные определенным правом доступа, и нет необходимости привлекать посредников.
У технологии есть потенциал сократить операционные, управленческие и регуляторные расходы.
Автоматизация, «интернет вещей», искусственный интеллект, робототехника и технология блокчейн способны создать мир, где компании смогут быстро войти в контакт, обменяться услугами, провести транзакции и платежи, а затем отключиться.
Использование блокчейн позволяет обеспечить прозрачность торговой или финансовой процедуры, а также передачи информации, без участия единого управляющего центра. Это, в том числе, приводит к тому, что отпадает необходимость платить за участие в сделке третьей стороне. У технологии есть потенциал сократить операционные, управленческие и регуляторные расходы в рамках существующих бизнес-процессов, а также создать новые модели работы.
Перспектива для авиаотрасли
Тем не менее, блокчейн пока еще только набирает обороты. Развивается экосистема венчурных инвестиций в эту технологию, все больше стартапов хотят коммерциализировать ее возможности. По оценкам экспертов, расцвета блокчейн достигнет через 3–5 лет.
По оценкам экспертов, расцвета блокчейн достигнет через 3–5 лет.
В рамках последней конференции SITA, посвященной инновациям, Кейси Кульман, глава стартапа Monax, разрабатывающего собственную блокчейн-платформу, заявил, что уже появились предпосылки к тому, что технология изменит индустрию путешествий. «К 2020 году мы увидим, что многие участники этого рынка, в том числе авиакомпании, смогут в полной мере воспользоваться преимуществами блокчейн», — сказал он.
Это значит, что авиаотрасль должна хорошо подготовиться к приходу данной технологии, должны быть выработаны новые стандарты безопасности и взаимодействия между всеми участниками, решены вопросы госрегулирования, так как прогнозируются кардинальные изменения в части клиентского сервиса.
Доверие и безопасность являются ключевыми критериями выбора клиентом компании в сфере авиаперевозок, и именно их гарантирует блокчейн. Такие сервисы необходимы всем авиакомпаниям и аэропортам, а это огромное количество бизнес контрактов, где блокчейн могла бы проявить свои сильные стороны».
Идеи для пассажиров
«Как любому человеку, который постоянно находится в разъездах, мне бы хотелось войти в любой аэропорт мира и пройти зону досмотра, паспортный контроль и процедуру посадки на самолет без лишних документов, подтвердив свою личность, например, с помощью технологии распознавания лица», — говорит директор SITA Lab Рено Ирмингер.
Мы уже некоторое время занимаемся изучением возможных применений блокчейн в авиаотрасли. Одним из самых революционных предложений можно назвать идею использовать данную технологию в качестве основы для виртуального или цифрового паспорта. Он мог бы представлять собой всего один секретный код, хранящийся на мобильном или носимом устройстве. Потенциально такой подход мог бы значительно сократить время прохождения всех проверок пассажиром, сэкономить значительные средства всем участника рынка и дать возможность бизнесу заработать. Согласно исследованию SITA 2014 года «Passengers in focus», лишние 10 минут, проведенные человеком на досмотре, сокращают его траты в зоне дьюти-фри на 30%.
Пассажир может быть идентифицирован всего однажды, например, при сдаче багажа или регистрации на рейс. В результате отпадет необходимость большого количества документов, а человеку не придется делиться своими персональными данными.
Люди уже готовы к более широкому применению инноваций на транспорте. В частности, по данным SITA, в 2016 году 55% пассажиров в среднем по миру пользовались технологиями самообслуживания во время путешествий. Россия не отстает по этому показателю, для нее он составил в прошлом году 53%. По мнению 75% опрошенных россиян, использование технологий делает полет комфортнее.
По данным SITA, в 2016 году 55% пассажиров в среднем по миру пользовались технологиями самообслуживания во время путешествий.
Сейчас в некоторых аэропортах Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона мы тестируем решение, которое использует технологию блокчейн для хранения данных. С его помощью человек проходит процедуру сканирования лица в самом начале своего движения по аэропорту. После этого создается единый секретный код, который используется до самого отлета пассажира, а затем стирается из базы данных воздушной гавани.
Хочется верить, что подобные решения станут привычными в самом ближайшем будущем. Высокий уровень комфорта и безопасности, который они помогут обеспечить, позволит привлечь гораздо большее количество пассажиров к перелетам, а от этого выиграют все участники авиарынка и многих смежных отраслей.
[simlink]За биткоинами на биржу: где купить криптовалютуЗачем банкам блокчейн[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы