Телекоммуникации-2017: застой продолжается

Телекоммуникации-2017: застой продолжается

5807 13 апреля, 2017 год

Телекоммуникационная отрасль находится, если не в состоянии кризиса, то, как минимум, в положении застоя, когда ни мобильный, ни фиксированный бизнесы не растут. В чем причины такого положения, с какими проблемами приходится сталкиваться участникам рынка и когда ожидать выхода из кризиса, рассказал Александр Мельников, генеральный директор ГК MCN Telecom.

Нефть и доллар

Текущая ситуация застоя объясняется рядом факторов. Во-первых, экономических: падение курса доллара и цены на нефть. Во-вторых, законодательная база, регулирующая деятельность телекоммуникационных компаний, значительно усложняет процесс ведения бизнеса. В качестве подтверждения достаточно назвать «Закон Яровой» и введение в действие приказов СОРМ (Содействие оперативно-розыскным мероприятиям). Влияет и социальный фактор — изменение стиля жизни россиян на фоне экономического кризиса, снижение потребительской способности населения. Это касается и B2C абонентов, и бизнеса.

В последние несколько лет принципиальных прорывов, сравнимых с появлением мобильного телефона или высокоскоростной сети 3G, в отрасли телекоммуникаций не произошло. Представители отрасли наблюдают плавные технологические изменения, касающиеся роста скорости передачи данных и снижения стоимости 1Гб информации. Изменения также связаны с диджитализацией отрасли, появлением новых телеком-сервисов. Эксперты рынка активно обсуждают преимущества 5G — следующего поколения передачи данных, объединяющего в себе технологию и искусственный интеллект, а также делают ставку на развитие сегментов M2M и IoT.

Между спросом и законом

Для операторов фиксированной связи основная проблема — законодательная база, которая значительно замедляет развитие. Так, например, в России до сих пор для обеспечения фиксированной связи используются технологии TDM, разработанные американской компанией Bell Systems в 1957 году. Мы вынуждены строить международную и междугороднюю сеть, наши узлы связи не по современным стандартам, которых придерживаются операторы в развитых странах.

Для операторов фиксированной связи основная проблема — законодательная база.

Если говорить о потреблении, то со снижением потребительского спроса в целом, снижается спрос и на услуги связи. И бизнес, и обычные потребители экономят. Однако представители отрасли отмечают рост спроса на новые услуги, например, виртуальную АТС, обратный звонок, чаты, боты. Тренд очевиден и для России, и для некоторых стран Европы.

При этом, видимых шагов со стороны российского государства навстречу бизнесу, чтобы решить имеющиеся проблемы в отрасли, пока не наблюдается. Закон Яровой со всеми его поправками — яркий тому пример.

Исходя из потребностей

Участники рынка не ожидают серьезных изменений в ближайшем будущем. Однако отрасль телекоммуникаций тем и интересна, что здесь есть возможность для выхода на новые рынки и создания уникальных продуктов. Что касается возможных сценариев по преодолению кризиса — они не предсказуемы. Время покажет.

Полагаю, курс на клиентоориентированность — верная стратегия для выживания в кризис, которой могут следовать большинство компаний. Самая правильная рекомендация на текущий момент — внимательно изучать потребности клиентов и предлагать им тот продукт, который нужен здесь и сейчас. Думаю, это лучший способ сохранять лояльность абонентов, которая в конечном счете конвертируется в выручку.

Самая правильная рекомендация на текущий момент — внимательно изучать потребности клиентов.

Для удовлетворения потребностей своих клиентов необходимо постоянно изучать их потребности и предлагать новые возможности. Как пример можно привести сервисы для автоматизации бизнеса, предположим, Битрикс 24. Интеграция виртуальной АТС с подобными сервисами позволяет значительно улучшать качество предоставляемых услуг. Разговоры могут записываться, пользователи сами могут анализировать входящие звонки, распределять звонки, видеть карточку клиента при входящем звонке. На сегодняшний день такая интеграция уже осуществлена многими операторами связи.

Всё более востребованной становится услуга FMN (Fixed Mobile Network) — гибридное решение, объединяющее офисную и мобильную сети, с помощью которого менеджеры всегда могут оставаться на связи и не быть привязанным к рабочему месту.

Сегмент облачных АТС находится в фазе активного роста прежде всего из-за своей доступности по цене. По данным iKS-Consulting, к концу 2016 года объем рынка виртуальной телефонии вырос на 30% и составил около 4,66 млрд руб. При этом темпы прироста абонентской базы не снижаются: в 2016 году число клиентов виртуальной АТС достигло 149,9 тыс. — это на 26% больше, чем в 2015 году (118,9 тысяч).

[simlink]IT-рынок в 2017 годуУдаленная идентификация: как это будет[/simlink]

Генеральный директор ГК MCN Telecom

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71902
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13063
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762