В августе 2014 года российское правительство запретило ввоз сельскохозяйственных товаров из США, Канады, стран Евросоюза, Норвегии и Австралии. Введенные санкции значительно изменили ситуацию на продуктовом рынке. Как удается компаниям, бизнес которых напрямую связан с поставками зарубежного продовольствия, работать в сложившихся условиях, рассказала в своей колонке Юлия Бондарчук, основательница лавки Edoque.
Паника, очереди, рост цен
Мы начали работать в конце апреля 2014 года. Запустились довольно успешно, на нас обрушился вал заказов. Но летом интернет-торговля всегда переживает спад, а мы и подавно, так как хорошие фрукты и овощи более доступны.
Мы работали в спокойном режиме и ждали сентября, чтобы начать активное продвижение. За эти 3—4 месяца с момента открытия мы уже смогли изучить спрос и выстроили ассортимент. Тогда у нас были только коробки с фруктами, овощи мы запланировали на август-сентябрь. Судя по обратной связи, наши клиенты очень ждали их.
И вот, в один прекрасный день мы услышали новость о санкциях. Наши поставщики были в панике, и в первый день никто толком не понимал, что же будет дальше. Товар на складах ещё был, но стало понятно, что с новыми поставками будут проблемы. Паника на рынке всегда приводит к росту цен и судорожной скупке всего, что есть в наличии. Так было и в тот раз.
Через пару дней склады поставщиков опустели, исчезло огромное количество товара. Практически все сезонные фрукты везли к нам из Европы. А экзотику везли через Европу, и она попала в гигантские очереди на таможнях. Санкции ввели одним днём. Фуры выезжали из своих стран с незапрещённым товаром, а к России подъехали уже с запрещённым. Скопилось огромное количество машин. В итоге часть товара была арестована, а часть испортилась.
Покупать было практически нечего. Примерно на две недели пропало очень многое, как запрещённое, так и нет. Цены выросли примерно в два раза.
Мы покупали всё, что можно купить, и придумывали новые составы коробок. О санкциях и каких-либо проблемах мы молчали, А вокруг говорили только об этом. Мусолили эту тему, как могли, обсуждали, ныли, придумывали шуточки. Мы же просто выпускали новинки, чтобы как-то продержаться, пока ничего не понятно. Очень не хватало любимой всеми «сезонки» — персиков, нектаринов, абрикосов, винограда — и многих овощей: всё это возили к нам из Испании, Голландии, Франции и Италии.
Вдруг фруктов не будет
Нас атаковали вопросами о том, как санкции отразятся на нас, мы отшучивались в ответ. 7 августа мы опубликовали такую новость в соцсетях:
А 11 августа такую:
Это были единственные два раза, когда мы «произнесли» слово санкции.
Белорусские ананасы
К 1 сентября мы подготовили коробку для учителей, а сразу после неё выпустили овощную коробку. Продажи росли, клиенты радовались. Товар стал возвращаться к поставщикам. И даже «запрещёнку» каким-то образом стали привозить. Предположительно это делали так: привозили товар в Беларусь, перефасовывали его там в небрендированные ящики, клеили новые наклейки и отправляли в Россию. Наверняка все успели посмеяться над белорусскими креветками в магазинах. Так вот, фруктов белорусских тоже было много.
Уже в августе, после того как паника стихла, к нам начали привозить больше продукции из ближнего зарубежья — Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана. Фрукты и овощи, надо сказать, гораздо лучше испанских, вкуснее, хоть и отход у них больше. Мы обрадовались таким изменениям на рынке. И выглядели они прекрасно: многое было с листиками и веточками, дно ящиков было проложено местными газетами. Весь этот товар есть и по сей день.
Таким образом, в итоге наш ассортимент не изменился. Экзотика не попала под санкции, а европейский товар очень удачно заменился товаром из ближнего зарубежья.
[simlink]Незаменимых нет? Продуктовое импортозамещение в действииСтанислав Черкасов: «На 100% от импорта мы все равно не уйдем»
[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы