Кто оплачивает выборы

Кто оплачивает выборы

7401 12 сентября, 2016 год

18 сентября в России пройдут выборы депутатов в Госдуму. Во сколько обходится кандидатам предвыборная кампания и кто ее оплачивает, узнавал DailyMoneyExpert.

Сколько стоит предвыборная гонка

Начиная с 20 августа, кандидаты в депутаты Госдумы активно озвучивают свои намерения и обещания россиянам, используя телевидение, радио, интернет. Как отмечают эксперты, средства массовой информации — самая дорогая часть предвыборной гонки.

Пока лидером по затратам на предвыборную кампанию является ЛДПР, из общей суммы поступивших пожертвований потратившая более 511 млн руб.

По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), кандидаты сегодня уже потратили более 1,6 млрд руб. из тех средств, которые они получили от пожертвований юридических и физических лиц. Преобладающая статья расходов — агитация в СМИ. Пока лидером по затратам на предвыборную кампанию является ЛДПР, из общей суммы поступивших пожертвований потратившая более 511 млн руб. На втором месте — «Единая Россия» — более 282 млн руб.

Помимо агитации в СМИ, существуют и другие статьи расходов — это и создание штаба, и траты на агитаторов, помощников.

«Если в штабе работают 10 человек, то 500 тыс. руб. в месяц уходит только на их зарплату, — рассуждает Юлия Рублева, юрист и замглавы общественной организации „Москонтроль“. — Кампания одного кандидата стоит от 50–60 млн руб., но предела этой сумме нет».


Уровень затрат зависит и от того, насколько кандидат известен, является ли действующим депутатом, идет ли при поддержке партии или выдвигается сам. «Если кандидат из рядов оппозиционной партии, то ему придется преодолевать множество административных барьеров и потратить гораздо больше», — уточняет Юлия Рублева.

Откуда деньги

В соответствии с действующим законодательством, партия, которая выдвигает на выборы федеральный список кандидатов, создает избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании. Согласно правилам, установленным ЦИК, предельная сумма всех расходов из избирательного фонда партии не может превышать 700 млн руб.

Кампания одного кандидата стоит от 50–60 млн руб., но предела этой сумме нет.

Как уточняют эксперты, в указанные 700 млн руб. не включены из средств избирательных фондов региональных отделений партии. Для кандидатов по одномандатному округу эта сумма составляет 40 млн руб.

В предвыборной кампании, отмечает Юлия Рублева, используются деньги партии, регионального отделения партии и личные деньги кандидата в депутаты.

«На населении затраты на предвыборную компанию могут отразиться только в том случае, если в качестве благотворительной помощи физическое или юридическое лицо захотело помочь лично конкретному кандидату и дало ему денег».

Средства из бюджета выделяются на организацию самих выборов. По словам замглавы общественной организации «Москонтроль», из бюджета тратятся деньги, выделенные на организацию процесса выборов: на оформление и оснащение необходимым избирательных участков, на бюллетени, оплату труда людей, которые там сидят — членов избирательных комиссий, и на наглядную агитацию с призывами приходить на выборы. «Это всегда, как правило, несет расходы из бюджета в размере $2–3 на одного избирателя. Эта сумма примерно такая же, как в других, в том числе европейских странах. Во многих развивающихся странах тратят на выборы больше».


Дмитрий Потапенко, предприниматель и член «Партии Роста» придерживается иного мнения: предвыборную кампанию оплачивают непосредственно россияне.

«У нас есть четыре партии, которые деньги на выборы получают из бюджета, — объясняет Дмитрий Потапенко. — Это первое, что выбирается из карманов россиян. Когда они смотрят шоу по телевизору с каким-нибудь политиком от бюджетной партии, они должны понимать, что оно оплачено из их кармана. Офис кандидата на Охотном ряду, его машина — везде лежит кусок булки обычного россиянина. Затраты — это миллиарды рублей. Бюджетные партии аккумулируют эти средства на выборы и потом в булку вкладывают листовки, плакаты. Каждый раз, когда вы видите огромный плакат правящей или околоправящецй партии, вы должны понимать, что буханка хлеба подорожала именно потому, что билборд стоит, особенно в выборное время, колоссальных денег, то есть, обычно ценник поднимается в 3–4 раза. Цена совершенно спокойно может достигать 100 тыс. руб. за 3–4 дня в топовом месте. И все закладывается в стоимость булки обычного россиянина. Как работа этих „бюджетников“, так и их попытка „отжать“ больший бюджет от государства, точнее, от россиян».


По предварительной оценке ЦИК России, для финансового обеспечения выборов потребуется 15 млрд руб. Ранее Минфин заявил о готовности выделить на подготовку к выборам не более 10,4 млрд руб.

По данным СМИ, политтехнологи оценили стоимость проведения кампании в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 100–150 млн руб.- в зависимости от остроты конкуренции в регионе. К конкурентным регионам отнесены Москва и Санкт-Петербург, регионы Сибири и Урала, Нижегородская область. Члены Российской ассоциации политконсультантов (РАПК) посчитали, что средняя цена думской кампании в одномандатном округе составит 100 млн руб., стоимость одного избирательного голоса определили в $10.

По данным СМИ, политтехнологи оценили стоимость проведения кампании в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 100–150 млн руб.

Посчитали — прослезились

ЦИК оперативно обновляет данные о тратах партий — участников предвыборной кампании. Официальные поступления в партии — пожертвования юридических и физических лиц. Однако отследить другие источники дохода проблематично, уверены эксперты.

«Про свои расходы партии, как правило, рассказывают неохотно, однако нынешняя избирательная кампания я уверена, обойдется недешево, и у всех партий лимит средств будет израсходован по максимуму, — отмечает Юлия Рублева. — Превышают ли партии свои 700 млн или нет, сказать трудно. Поймать их на этом еще труднее. Возможно, некоторые недобросовестные кандидаты могут использовать „левые“ деньги, нигде не регистрируя их официально. Но доказать такие факты проблематично».

«В большинстве случаев я вижу, — рассказывает Дмитрий Потапенко, — что партии бюджетные, и используются админресурсы. Образуется сразу куча программ по контролю за чем-нибудь. Якобы это не имеет отношения к предвыборной истории, но используется сплошь и рядом. Опять-таки, на федеральных каналах выступают чиновники, которые возглавляют рейтинг лидеров партий в регионе. Меняется административный ресурс на узнаваемость. Если монетизировать мелькание лидеров бюджетных партий на экранах, то бюджет превышается многократно. Чиновники используют власть исключительно в своих целях, чтобы получить следующую власть. Власть монетизирует власть».


«Есть расходы государства, которые имеют вид собственных расходов, но на самом деле, все понимают, это агитация в пользу одной из партий, — отмечает Юлия Рублева. — Например, из бюджета происходит оплата региональных командировок федеральных чиновников, а в этих поездках везде упоминается, что они члены определенной партии. У здравомыслящих людей нет сомнений, что это, конечно, агитация за государственный счет. Но бороться с такими явлениями крайне сложно».

Если все монетизировать, то это затраты миллиардные на предвыборную и выборную истории.

Другими словами, и без того разъезжающийся по швам бюджет страны испытывает серьезную нагрузку в период предвыборной гонки. «Затраты на выборы размазаны по многим статьям, — продолжает Дмитрий Потапенко. — Это и финансирование СМИ, это и социалка, это и образование, потому что плакаты размещаются в школах, учебных заведениях. Ректорам выдают или не выдают финансирование, если они примут или, упаси господь, не примут участие в мероприятии неправильной партии. Это размазано минимум по 5-7 статьям бюджета. Если все монетизировать, то это затраты миллиардные на предвыборную и выборную истории».

На сегодняшний день, отмечает Юлия Рублева, можно проконтролировать только, те денежные поступления, которые поступают кандидатам на открытый специально для этого счет в Сбербанке. «Если же так называемые „пожертвования“ заносят сумками в кабинет к кандидату, и они никак документально не оформлены, то проконтролировать их движение невозможно, и это уже предмет работы правоохранительных органов».

«Не очень сложно пересчитать время присутствия чиновника на всяких мероприятиях и псевдоблаготворительных событиях в реальные деньги, — уверен член „Партии Роста“. — Чтобы посчитать реальные затраты избирателя на чиновника при власти в избирательном периоде, необходимо изменить методику подсчета. Это легко. Но существующая метода не позволяет. Поэтому альтернативные партии, в том числе мы — проигрываем кратно тем, кто находится при административном ресурсе».


В ближайшее воскресенье россияне придут на выборы и проголосуют за ту партию, обещаниям кторой верят и на которую возлагают надежды. Однако учитывая сегодняшнее состояние бюджета и те суммы, которые тратятся на выборы и экономятся на пенсиях, нельзя не вспомнить слова премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что не стоит верить предвыборным обещаниям. «Кто бы сегодня ни был у власти, увеличить заработные платы и повысить пенсии в несколько раз он не сможет, «если, конечно, он не хочет по миру пустить всю страну, обанкротить государство и уничтожить бюджет».

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71895
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13061
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762