18 сентября в России пройдут выборы депутатов в Госдуму. Во сколько обходится кандидатам предвыборная кампания и кто ее оплачивает, узнавал DailyMoneyExpert.
Сколько стоит предвыборная гонка
Начиная с 20 августа, кандидаты в депутаты Госдумы активно озвучивают свои намерения и обещания россиянам, используя телевидение, радио, интернет. Как отмечают эксперты, средства массовой информации — самая дорогая часть предвыборной гонки.
Пока лидером по затратам на предвыборную кампанию является ЛДПР, из общей суммы поступивших пожертвований потратившая более 511 млн руб.
По данным Центральной избирательной комиссии (ЦИК), кандидаты сегодня уже потратили более 1,6 млрд руб. из тех средств, которые они получили от пожертвований юридических и физических лиц. Преобладающая статья расходов — агитация в СМИ. Пока лидером по затратам на предвыборную кампанию является ЛДПР, из общей суммы поступивших пожертвований потратившая более 511 млн руб. На втором месте — «Единая Россия» — более 282 млн руб.
Помимо агитации в СМИ, существуют и другие статьи расходов — это и создание штаба, и траты на агитаторов, помощников.
Уровень затрат зависит и от того, насколько кандидат известен, является ли действующим депутатом, идет ли при поддержке партии или выдвигается сам. «Если кандидат из рядов оппозиционной партии, то ему придется преодолевать множество административных барьеров и потратить гораздо больше», — уточняет Юлия Рублева.
Откуда деньги
В соответствии с действующим законодательством, партия, которая выдвигает на выборы федеральный список кандидатов, создает избирательный фонд для финансирования предвыборной кампании. Согласно правилам, установленным ЦИК, предельная сумма всех расходов из избирательного фонда партии не может превышать 700 млн руб.
Кампания одного кандидата стоит от 50–60 млн руб., но предела этой сумме нет.
Как уточняют эксперты, в указанные 700 млн руб. не включены из средств избирательных фондов региональных отделений партии. Для кандидатов по одномандатному округу эта сумма составляет 40 млн руб.
В предвыборной кампании, отмечает Юлия Рублева, используются деньги партии, регионального отделения партии и личные деньги кандидата в депутаты.
«На населении затраты на предвыборную компанию могут отразиться только в том случае, если в качестве благотворительной помощи физическое или юридическое лицо захотело помочь лично конкретному кандидату и дало ему денег».
Дмитрий Потапенко, предприниматель и член «Партии Роста» придерживается иного мнения: предвыборную кампанию оплачивают непосредственно россияне.
По предварительной оценке ЦИК России, для финансового обеспечения выборов потребуется 15 млрд руб. Ранее Минфин заявил о готовности выделить на подготовку к выборам не более 10,4 млрд руб.
По данным СМИ, политтехнологи оценили стоимость проведения кампании в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 100–150 млн руб.- в зависимости от остроты конкуренции в регионе. К конкурентным регионам отнесены Москва и Санкт-Петербург, регионы Сибири и Урала, Нижегородская область. Члены Российской ассоциации политконсультантов (РАПК) посчитали, что средняя цена думской кампании в одномандатном округе составит 100 млн руб., стоимость одного избирательного голоса определили в $10.
По данным СМИ, политтехнологи оценили стоимость проведения кампании в одномандатном округе на выборах в Госдуму в 100–150 млн руб.
Посчитали — прослезились
ЦИК оперативно обновляет данные о тратах партий — участников предвыборной кампании. Официальные поступления в партии — пожертвования юридических и физических лиц. Однако отследить другие источники дохода проблематично, уверены эксперты.
«Про свои расходы партии, как правило, рассказывают неохотно, однако нынешняя избирательная кампания я уверена, обойдется недешево, и у всех партий лимит средств будет израсходован по максимуму, — отмечает Юлия Рублева. — Превышают ли партии свои 700 млн или нет, сказать трудно. Поймать их на этом еще труднее. Возможно, некоторые недобросовестные кандидаты могут использовать „левые“ деньги, нигде не регистрируя их официально. Но доказать такие факты проблематично».
«Есть расходы государства, которые имеют вид собственных расходов, но на самом деле, все понимают, это агитация в пользу одной из партий, — отмечает Юлия Рублева. — Например, из бюджета происходит оплата региональных командировок федеральных чиновников, а в этих поездках везде упоминается, что они члены определенной партии. У здравомыслящих людей нет сомнений, что это, конечно, агитация за государственный счет. Но бороться с такими явлениями крайне сложно».
Если все монетизировать, то это затраты миллиардные на предвыборную и выборную истории.
Другими словами, и без того разъезжающийся по швам бюджет страны испытывает серьезную нагрузку в период предвыборной гонки. «Затраты на выборы размазаны по многим статьям, — продолжает Дмитрий Потапенко. — Это и финансирование СМИ, это и социалка, это и образование, потому что плакаты размещаются в школах, учебных заведениях. Ректорам выдают или не выдают финансирование, если они примут или, упаси господь, не примут участие в мероприятии неправильной партии. Это размазано минимум по 5-7 статьям бюджета. Если все монетизировать, то это затраты миллиардные на предвыборную и выборную истории».
На сегодняшний день, отмечает Юлия Рублева, можно проконтролировать только, те денежные поступления, которые поступают кандидатам на открытый специально для этого счет в Сбербанке. «Если же так называемые „пожертвования“ заносят сумками в кабинет к кандидату, и они никак документально не оформлены, то проконтролировать их движение невозможно, и это уже предмет работы правоохранительных органов».
В ближайшее воскресенье россияне придут на выборы и проголосуют за ту партию, обещаниям кторой верят и на которую возлагают надежды. Однако учитывая сегодняшнее состояние бюджета и те суммы, которые тратятся на выборы и экономятся на пенсиях, нельзя не вспомнить слова премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что не стоит верить предвыборным обещаниям. «Кто бы сегодня ни был у власти, увеличить заработные платы и повысить пенсии в несколько раз он не сможет, «если, конечно, он не хочет по миру пустить всю страну, обанкротить государство и уничтожить бюджет».
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы