Уберизация: как работает сетевой принцип в экономике

Уберизация: как работает сетевой принцип в экономике

5395 2 сентября, 2016 год

В последнее время стало модно говорить про «уберизацию». Отдадим должное маркетологам компании Uber: у них получилось внедрить это понятие так же успешно, как до этого проделала компания Xerox, сделав название своей продукции именем для целой категории товаров. Тем не менее, повторение термина не говорит о его понимании. Разбирался в понятиях наш эксперт, старший научный сотрудник Advanced Management Institute Сергей Карпов.


Сетевые агрегаторы в моде

Что сделала и что из себя представляет Uber? Если кратко — сервис такси. Если точнее, то сетевой агрегатор, — сервис, проводящий в жизнь так часто провозглашаемую политику «одного окна». Клиенту не важно, кто является владельцем поданной ему машины и чей бренд на ней светится, ему важна скорость подачи и наличие гарантий. Имея договора с большим количеством контрагентов, фирма-агрегатор с высокой долей вероятности может гарантировать получение запрашиваемой услуги с должными параметрами в короткий срок. И эта доля вероятности гораздо выше, чем у каждой отдельно взятой компании.

Работающие с Uber компании могут работать как сами по себе, так и в составе данного сервиса.

В чем смысл понятия «сетевая»? Все тоже прозрачно. Работающие с Uber компании могут работать как сами по себе, так и в составе данного сервиса. Расторжение соглашения не приводит к краху ни одной из сторон: одни уходят в самостоятельное плавание, их место занимают другие. В то же время, сотрудничество до поры выгодно, ибо количество заказов в сетевой структуре часто выше нежели у отдельных небольших компаний. Большая узнаваемость бренда агрегатора, больше доверие к крупной компании, ожидания клиента по скорости обслуживания — приводят к удельно большему количеству обращений.

Вопросы начинаются в тех случаях, когда на том же рынке присутствуют иные крупные структуры. Или структуры, четко осознающие и преследующие свои интересы, а соответственно имеющие на это необходимые ресурсы.

Выигрывает верхушка

Посмотрим как это работает на примерах. Самый простой — Евросоюз.

Сидящая в Брюсселе команда — государственный аналог Uber, пытающаяся раздать «всем сестрам по серьгам». То есть обычным сетевым сервисом, где хорошо видны преимущества и недостатки подобной системы в глобализированном варианте.

Пока Евросоюз был мал, роль брюссельских чиновников можно было расценивать скорее как положительную. Однако с ростом структуры и все меньшим количеством «не охваченных» членов роль и незаменимость агрегирующей верхушки стала расти, как и ее возможности влияния. В то же время, роль отдельных стран, их правительств, их народа — снижалась. Обратно пропорционально их значимости для ЕС.

Сидящая в Брюсселе команда — государственный аналог Uber, пытающаяся раздать «всем сестрам по серьгам».

При чем здесь Uber? Ситуация сходна. Пока сервис мал и не может диктовать условия, он пытается быть полезным. По мере роста все, кроме первоначальной цели, постепенно отходит на второй план. У еврочиновников цель — власть, у Uber — прибыль (а какая еще может быть цель коммерческого проекта). Чем крупнее сервис, тем менее значимы для него отдельные составные части. А в случае глобализации — это вообще не важно. Во-первых: уйдет один — придет другой. А во-вторых: а идти-то некуда. Глобализирующиеся компании и сервисы становятся монополистами, а значит могут безболезненно диктовать свои условия. То есть, как в теории эволюции: выигрывает только вершина «пищевой цепочки», остальные в перспективе проигрывают.

Цели и средства

Несколько выводов, которые из этого следуют.

Сетевые сервисы сами по себе не плохи и не хороши. Все зависит от охвата и целей, ибо сетевой сервис сбора денег на проекты — краудфандинг, сбор денег на помощь больным и пр. — с большей долей вероятности проживут дольше в роли полезных проектов, чем сервисы чисто коммерческие.

Говоря «уберизация», мы можем использовать и другие термины, вплоть до «федерализации», ибо разница в них только внешняя, но не смысловая (юристов прошу не кидаться тяжелыми предметами и не лопаться от негодования).

Говоря «уберизация», мы можем использовать и другие термины, вплоть до «федерализации», ибо разница в них только внешняя, но не смысловая.

Сетевые сервисы — логичная часть современной экономики и политики: они были, есть, и будут есть. В том числе нас и за нас. И никуда от них не деться.

Задача общества, создать такую культуру, при которой сервисы принесут пользу вне зависимости от размера, и при которой будет невозможно появление сервисов типа «Исламского Государства» (запрещенного в России). А оно тоже — сетевой сервис. Вопрос — в направленности, целях и задачах руководства организации.

Старший научный сотрудник бизнес-школы AMI

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71853
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18865
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13056
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760