Обучать или экономить на сотрудниках?

Обучать или экономить на сотрудниках?

4831 21 апреля, 2016 год

Почему стоит обучать сотрудников и не бояться, что они уйдут к конкурентам, как правильно организовать такое обучение и использовать полученные знания, рассказал в своей колонке научный сотрудник бизнес-школы AMI Сергей Карпов.

Вопрос обучения сотрудников рано или поздно встает перед руководителем любой компании. Где-то персонал «не тянет», и необходимо влить им «свежую кровь» знаний и навыков. Где-то ключевые сотрудники сами приходят и пытаются получить возможность обучения за счет компании (и не важно, деньги это или часть рабочего времени). Где-то это необходимая часть сотрудничества, например, с производителями оборудования (по ремонту и продажам) или различных материалов, компонентов, медикаментов (по их применению и тонкостям в использовании).

Вопрос системности в обучении к собственно обучению отношение имеет опосредованное, ибо система получения и передачи знаний, система развития и обучения сотрудников не может являться самоцелью. Она может являться лишь частью. Частью стратегии компании. При этом — долгосрочной. Частью, поддерживающей движение компании вперед

Кроме того, это часть не HR-стратегии, хотя часто именно на HR-департаменты валятся все проблемы с обучением и шишки за возникшие в результате сложности и нестыковки. Это часть именно глобальной стратегии компании в целом, где HR, пусть и значимая, но все же часть.

Если же знания применять негде, и изменений не предвидится — человек меняет место работы.

Почему это так? Все просто. Человек получает знания, чтобы их применять. То есть он должен понимать, где и как в будущем он сможет себя проявить на новом уровне. Причем под «новым уровнем» не обязательно подразумевать новую должность. Если же знания применять негде, и изменений не предвидится — человек меняет место работы. Так стоит ли, задаются вопросом некоторые руководители, обучать сотрудников, вкладываться в них, если они потом уйдут к конкурентам?

А стоит ли на зеркало пенять, если оттуда Квазимодо смотрит? Может, нужно не кидать сотрудникам кость: «поучитесь (получите что хотели) и отстаньте, не мешайте нам деньги делить». Может включить их в процесс, донести до них стратегию компании, в том числе — долгосрочную, пусть и в усеченном и упрощенном виде? Может, имеет смысл, наконец, задуматься о числовом выражении одного из индексов Хофстеде по отношению к России — «дистанция власти»? А заодно и еще одном — «избегание неопределенности»?

Может, нужно не кидать сотрудникам кость: «поучитесь (получите что хотели) и отстаньте, не мешайте нам деньги делить».

Человек — существо, требующее осмысления и оценки (в том числе — самооценки) своей деятельности. Не получая адекватной, понятной обратной связи, не понимая, не осознавая целей, задач и стратегии компании, не понимая в ней (как в стратегии, так и в компании) своего места, своих (и компании) перспектив, человек теряет и силы, и мотивацию, и ощущении своей ценности и значимости. Вам это нравится?

Из этого следует только одно: если вы как руководитель боитесь и не доверяете сотрудникам, если у вас нет понятной и известной сотрудникам стратегии развития (при этом, не меняющейся ежемесячно), если позиция «русского барина» вас пленила… Что же, как писал Шиллер — против человеческой глупости, бессильны даже боги.

В противном случае — учите и учитесь.

Старший научный сотрудник бизнес-школы AMI

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74165
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19162
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13312
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9866