Авторынок: новое — это хорошо забытое старое

Авторынок: новое — это хорошо забытое старое

4412 1 апреля, 2016 год

Данные статистики свидетельствуют: новые автомобили вновь становятся роскошью для россиян. Что происходит на авторынке, как меняется поведение автолюбителей и почему дилеры ощутили дефицит товара, разобрал в своей колонке Илья Титов, руководитель группы продаж «Из рук в руки» (направление «Авто»).


Печальные цифры

Минэкономразвития обнародовал официальную статистику: в январе машины подорожали на 1% по сравнению с декабрем и на 7,4% — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

И цены продолжают расти. На днях о подорожании своей продукции объявили 30 автопроизводителей. Оно и понятно — срабатывает отсроченный эффект роста курсов доллара и евро. Растет и себестоимость производства отечественных машин — в январе она увеличилась на 1,3%.

В этих условиях все больше россиян задумались: а так ли он нужен, новый автомобиль? Многие делают выбор в пользу машин с пробегом.

Смена курса

Автомобили дешевле, сервис проще. Автодилеры хватаются за голову — клиент уходит. Началось с того, что люди почти перестали покупать новые машины, а сейчас в официальные сервисы заезжает все меньше машин. В результате на грани банкротства оказалась уже примерно тысяча компаний, что составляет четверть рынка. В прошлом году продажи новых легковых автомобилей в России упали на 36%. А в январе — на 29,1% по сравнению с январем 2015 года.

Палочкой-выручалочкой в этой ситуации мог бы стать трейд-ин, но кризис учит считать деньги всех.

Раньше владельцы автомобилей предпочитали время, сэкономленное при продаже машины дилерам, деньгам, полученным при самостоятельной продаже. Но ситуация изменилась. Многие решили, что можно потратить больше времени на продажу своего авто, почему бы и нет? И всё меньше стали возвращать автомобили дилерам.

Автодилеры начали скупать автомобили на вторичном рынке. Их расчет прост: потребитель охотнее купит машину с гарантией от автосалона, проверенную его специалистами вдоль и поперек, чем ту же самую, но «с рук», пусть и дешевле.

Соседи за покупками

Еще одна тенденция — увеличение спроса на машины с пробегом со стороны стран СНГ. В прошлом году прошла первая «волна» массовых закупок автомобилей жителями из Белоруссии и Казахстана. В ближайшее зарубежье вывозились солидные объёмы авто из России. ТОП-5 российских автодилеров еще тогда заметили эту тенденцию и начали с ней работать. Как итог — размещение рекламы по странам СНГ со стороны только московских дилеров увеличилось в 7 раз.

Гонка за машинами с пробегом

Но, как говорил кот Матроскин, «чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное». А люди не спешат расставаться с машинами. Многие понимают: в лучшем случае они смогут позволить себе такую же машину, только новую, при этом со значительной доплатой. И откладывают обновление автопарка до лучших времен. Если раньше люди меняли автомобиль в среднем через 4,5 года, то сейчас эта цифра превысила 5-летний рубеж. Поэтому на вторичном рынке развернулась война за тех, кто продает машины.

Дилеры готовы платить за аудиторию, которая позволит заработать. Из-за валютных волн они столкнулись с дефицитом товара. Им становится все труднее отыскивать новые каналы приобретения автомобилей с пробегом.

Изменение тактики автодилеров наглядно демонстрируют цифры:

— рекламные бюджеты на продвижение предложений по выкупу авто выросли в 2 раза;

— количество запросов среди дилеров на покупку аудитории, готовой расстаться со своим авто увеличилось в 3 раза.
Дефицит на любом рынке провоцирует появление повышенной активности, что мы и наблюдаем сейчас.

Машины покупать не перестали

Между тем, спрос на автомобили со стороны населения никуда не делся. Об этом свидетельствуют и данные Объединенного кредитного бюро. В январе объемы автокредитов в денежном выражении увеличились на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«В январе 2016 года было выдано более 10 тыс. автокредитов на общую сумму 7 млрд руб., в 2015 году — чуть менее 7 тыс. кредитов на сумму 4,7 млрд руб», — говорит директор по развитию продуктов ОКБ Александр Ахломов.

В пользу вторичного рынка говорит и еще одно обстоятельство. Рост цен на машины с пробегом в каждом из сегментов оказался меньше, чем на новые автомобили. Иными словами, разница в цене между новой и годовалой машиной увеличилась. И потребитель задался резонным вопросом: а настолько ли велика разница между этими автомобилями?

Ответ дает статистика: соотношение объемов продаж подержанных авто к новым увеличилось в прошлом году с 2,6 до 3,8 раза. Специалисты PricewaterhouseCoopers отмечают, что после кризиса продажи автомобилей просели во всех сегментах рынка, но «вторичка» оправится от удара гораздо раньше. Ожидается, что при удачном раскладе уже через 4 года продажи автомобилей с пробегом не только вернутся на уровень 2014 года, но и улучшат его показатели. Рынку новых машин на это потребуется минимум 7 лет.

Руководитель группы продаж «Из рук в руки» (направление «Авто»)

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73574
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19107
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13261
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9849