Зарплату ТОПов привяжут к KPI: плюсы и минусы

Зарплату ТОПов привяжут к KPI: плюсы и минусы

6168 7 октября, 2015 год

Госкомпании переходят на формирование рыночной системы мотивации управленцев. По мнению нашего эксперта Ирины Ворониной, генерального директора и совладельца бизнес-школы AMI, это важный шаг к созданию эффективных предприятий в тех структурах, где на показатели долгое время не обращали внимание.


Естественный отбор в госкомпаниях

В августе «Ростех» объявил, что привязывает зарплаты генеральных директоров к ключевым показателям эффективности. Теперь 50% доходов ТОП-менеджеров зависят от специфических для каждого холдинга результатов, отражающих эффективность генерального директора в решении стратегических задач и значимых проектов. Перейдет это в улучшение экономических показателей компании или, наоборот, превратится в отрабатывание «пятилеток», пока неизвестно.

Я рада, что в этом формате американский подход нашел применение на одном из российских госпредприятий. К сожалению, в России занять руководящую позицию в госкорпорации — обычно конечная цель, а дальше на этой позиции нужно просто удержаться. И в этом смысле стабильная высокая зарплата оказывает медвежью услугу самому предприятию, не мотивируя руководство его развивать.

Конечно, такое нововведение имеет ряд положительных сторон. Например, создает естественный отбор на позиции руководителя. Те, кто стремится «отсидеться», автоматически исключаются как кандидаты, так как их не будет устраивать зарплата. На роль руководителя начнут претендовать люди, с так называемым внутренним локусом контроля, т. е. те, кто хочет, готов и знает, как повлиять на события и свой доход.

Эпоха лучших

Продвижение по службе при таком подходе требует больших знаний, навыков и умений от руководителя. Потенциальному ТОПу необходимо обладать стратегически мышлением, хорошими знаниями специфики бизнеса, быстрой обучаемостью и управленческой гибкостью. А значит есть надежда, что управленческий IQ руководителей госкомпаний вырастет.

Ну и, конечно, введение KPI у ТОП-менеджеров повлечет за собой развитие рыночного подхода на всех уровнях управления корпорацией и повышения ответственности на местах. Медленно поменяется культура компаний: жесткая иерархия сменится большей поддержкой со стороны руководства, внешняя мотивация — самомотивацией, целью станет не удовлетворение руководства, а оказание услуг заказчику.

В перспективе при правильном использовании подобный подход сформирует прозрачный и понятный карьерный рост сотрудников компании, поменяются акценты: «стаж на должности» как критерий дальнейшего повышения сменится запросом на развитие конкретных компетенций, дающих возможность стать руководителем и расти в этом направлении.

Подводные камни изменений

Конечно кажется, что это однозначно приведет к улучшению эффективности показателей компании. Но, как известно, идея часто при реализации принимает другие формы, чем изначально планировалось. Какие же именно?

Во-первых, есть риск того, что для подтверждения результатов данные могут искажаться, и все превратится в выполнение знакомых нам «пятилеток» на отдельном направлении, которые несут за собой только пустые цифры, а не реальные достижения компании.

Во-вторых, нужно понимать, что у введенных дополнительно обязанностей существует обратная сторона — важно обеспечить все необходимое для их выполнения. А это значит, что ТОПам понадобится дополнительная свобода, время, четкий и своевременный спуск целей и планов и, соответственно, быстрое реагирование на потребности бизнеса. Это, в свою очередь, может создать соответствующие проблемы как для владельцев, так и для самих управленцев.

Настроение коллектива как KPI

Стоит помнить, что грамотная реализация ключевых показателей эффективности должна касаться не только финансовых показателей (hard) бизнеса, но и нефинансовых (soft). К таковым относится удовлетворённость сотрудников и клиентов, приверженность сотрудников компании, уровень текучки кадров, узнаваемость брэнда, инвестиционная привлекательности компании и т. д.

Подобные внедрения — распространённая практика в западных компаниях в России, многие совместные предприятия создают подобные системы мотивации. По моему мнению, это связано с тем, что специалисты становятся руководителями не по призванию, а потому что им больше платят — и это единственный способ повысить доход. Самое ужасное, что некоторые и людей не сильно любят, но вынуждены с ними взаимодействовать, потому что это хорошо оплачивается. А ведь основная задача руководителя — принимать решения и придавать смысл деятельности других.

Мы должны понимать, что сотрудники не виноваты, что мы сделали этот выбор, они не должны каждый день думать, «с какой ноги мы встали», и с какой стороны к нам подойти. Они должны решать поставленные задачи, а мы им в этом помогать. Поэтому подход, при котором руководитель должен сильно постараться, чтобы получить высокий гонорар, мне лично кажется верным, и то, что в нашей стране госкорпорации встают на этот путь, дает надежду, что еще не все потеряно.

MBA (HEC), член международной ассоциации коучей (ICF), генеральный директор и совладелец бизнес-школы AMI.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71890
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18872
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13060
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762