Незаменимых нет? Продуктовое импортозамещение в действии

Незаменимых нет? Продуктовое импортозамещение в действии

4191 23 сентября, 2015 год

7 августа 2014 года мир изменился. В этот день правительство подписало постановление № 778, по которому запретило ввоз сельскохозяйственных товаров из США, Канады, стран Евросоюза, Норвегии и Австралии. «Нам удастся несколько перетряхнуть продовольственный рынок, и я вижу в этом и определенные плюсы», — заявил тогда премьер-министр Дмитрий Медведев. Таким образом, в стране взят курс на импортозамещение, однако прошедший год показал, что множество попавшей под запрет продукции заменить оказалось крайне сложно.


Продовольственное эмбарго

Свинина, мясо крупного рогатого скота и домашней птицы, мясо соленое, сушеное и копченое, рыба и моллюски, молоко, сыры и творога, колбасы, овощи, корнеплоды, фрукты и орехи — все это попало под эмбарго. Через два месяца после его введения (к октябрю 2014 года), магазины распродали последние запасы импортной продукции.

Полки, которые раньше занимала итальянская моцарелла и испанский хамон, опустели, ожидая момента, когда их заполнят отечественными аналогами. Однако для того, чтобы создать производство в России, необходимы не только большие инвестиции, но и время. Эти «пустоты» заполнили моцареллы и хамоны из Белоруссии, Казахстана, Бразилии и других дружественных России государств.

«Сетевые магазины заменяют одни импортные товары на другие: вместо европейской продукции у них на полках теперь бразильская. Поэтому российские производители от принятых правительством мер пока никак не выигрывают», — утверждает заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин.

Проблемные продукты

Импортозамещение на сегодняшний день возведено в ранг «национальной идеи». На канале 360 даже появилось новое реалити-шоу под названием «Нам чужого не надо», где российские семьи отказываются от всего иностранного, начиная от каши и заканчивая телевизорами. Однако далеко не все товары можно заменить на отечественные, поскольку производство некоторых из них в России осложнено климатическими или географическим условиям, а значит будет более затратными и спровоцирует рост розничных цен.

По словам руководителя департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, одними из самых проблемных товаров с точки зрения импортозамещения являются фрукты и овощи: зимой более 70% их ввозится из-за рубежа. И если в среднесрочной перспективе заменить томаты, огурцы, яблоки, бахчевые и, так называемый, «суповой набор» (картофель, лук, морковь, капуста, свекла) еще можно, то бананы, апельсины и кокосы всегда придется поставлять из-за границы.

Следующий по сложности замены продукт — рыба, а именно лососевые, которые в Россию издавна завозятся из Норвегии. Наши дальневосточные хозяйства не уступают норвежским в качестве продукции, возможно, даже превосходят ее. Однако они расположены далеко, а соответственно, транспортировка рыбы с Дальнего Востока обходится в разы дороже ее импорта из Норвегии. Поэтому практически весь российский лосось идет на экспорт в Китай, Японию и Европу. «Наша рыба гораздо качественнее и вкуснее, однако российские производители почти полностью реализовывают ее за границу. И снижать экспортные цены для внутреннего рынка из-за высокого курса валют не собираются», — рассказывает основатель рыбной эко-лавки «Свои люди» Филипп Галкин.

Сегодня главным импортером России в этом сегменте является белорусская компания «Санта Бремор». Каким образом? Ведь в Беларуси нет моря. Однако «Санта Бремор» поставляет на российский рынок ту же самую норвежскую рыбу, только посоленную и разделанную на белорусских предприятиях. «Требования, введенные санкциями, рыбный бизнес выполняет очень четко. Если нужно посолить рыбу, чтобы ввезти ее в страну — они солят. Все абсолютно законно», — комментирует ситуацию исполнительный директор Рыбного союза России Сергей Гудков.

Проблемным с точки зрения импортозамещения также оказалось молоко и молочная продукция. Цены на нее после введения эмбарго выросли на 14,4%. «Россия пока очень сильно зависит от импорта, и иностранные поставщики, в том числе белорусские, оказывают на внутренний рынок ценовое давление. Российские же производители вынуждены повышать цены из-за задержки выплаты субсидий от Минсельхоза, поскольку им необходимо расплачиваться с кредиторами»,- рассказывает глава Союзмолока Андрей Даниленко.

А как же мясо?

Свинину из-за эпидемии африканской чумы из ЕС перестали импортировать в Россию еще за полгода до введения экономических санкций, говядину — из-за запрещенных препаратов, которые Россельхознадзор обнаружил в поставляемой продукции. Однако российские мясные хозяйства встали на путь импортозамещения уже давно, поэтому введенный запрет на европейский импорт лишь подстегнул их развитие в этом направлении.

«Санкции к падению импорта мяса не имеют никакого отношения. Свинину и говядину из Европы мы перестали возить еще с начала 2014 года, а мясом птицы Россия обеспечивает себя почти полностью», — говорит глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин

Кто победил?

Спор о том, кто больше страдает от санкций, идет до сих пор. В России уверены, что Запад, на Западе, что Россия. Импортозамещение у нас проходит медленно, а в Испании, например, вынуждены утилизировать сочные апельсины, которые когда-то шли на рынки России, дабы не начался обвал цен из-за перепроизводства.

Директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько считает, что российские агрокомпании выигрывают от снижения импорта: «Конкурентоспособность российского мяса на отечественном рынке действительно сильно повысилась, и сейчас наблюдается рост производства». В то же время, заместитель министра сельского хозяйства Андрей Волков полагает, что российское производство не развивается, а происходит смена одних импортеров на других: «К примеру, испанские баклажаны замещаются турецкими».

Если рассматривать импортозамещение в краткосрочной перспективе, то оно не работает: на полках магазинов одни иностранные бренды сменяются другими. Однако для наращивание производственных мощностей нужны не только денежные вложения, но и время: для того, чтобы подоить корову, нужно сначала подождать, пока она вырастет. Поэтому летом этого года постановление № 778 было продлено. Это дает российским производителям еще один год для реализации программы импортозамещения.

«Импортозамещение — хороший шанс побороться за место на прилавках, показать, что отечественная продукция не хуже западной. В магазинах появляются сорта рыб, о которых до этого люди даже не слышали, поскольку были ограничены выбором между одной маркой норвежского лосося и другой. Теперь они смогут не только оценить настоящую российскую продукцию, но и понять, что она гораздо лучше и вкуснее», — утверждает Филипп Галкин.

Импортозамещение продолжает шагать по стране, захватывая новые сегменты производства. Однако несмотря на усилия правительства, погоду нам не изменить и в умеренном климатическом поясе России никогда не будут расти тропические бананы и кокосы, а их тепличные аналоги вряд ли будут такими же вкусными, хотя и станут стоить на порядок дороже. Поэтому несмотря на огромное желание правительства все заменить не получится. Остается только развивать то, что в условиях нашей страны развить возможно — рыбные хозяйства, животноводство, растениеводство… И выдавать льготные кредиты и субсидии не только «матерым» агропромышленникам, но и частным компаниям, которые пытаются внести в эту масштабную программу свою малую лепту. О том, как развиваются такие хозяйства, читайте в серии интервью с фермерами и предпринимателями, которые будут опубликованы в ближайшее время.

Опыт работы на радио, телевидении, в газетах и журналах. Основные темы - бизнес и финансы.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71837
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18862
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13052
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9760