Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

7447 11 августа, 2015 год

По данным Росстата, с начала текущего года цены на бензин в России выросли в среднем на 2,7%, в то время как цены на нефть рухнули более чем в 2 раза. Почему при снижении цен на сырье бензин в России, являющейся крупнейшей в мире нефтедобывающей страной, все равно дорожает? Как оказалось, ценообразование на внутреннем топливном рынке происходит гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, а конъюнктура цен зависит от многих факторов.


Слишком большие издержки

Для начала стоит разобраться в том, что и насколько подорожало и подешевело. В июле 2014 года нефть марки Brent стоила $115 за баррель. По состоянию на конец июля нынешнего года котировки рухнули ниже $50. За этот же период бензин в России в годовом выражении подорожал на 6,3%. Стоит отметить, что это ниже темпов, которые наблюдались в прошлом году. Тогда рост цен достигал 10%. Так, если в Москве литр 95-го бензина в начале года стоил не более 34 руб., то по итогам июня превысил 36 руб.

Правда, цены на нефть упали в долларах, а бензин на внутреннем рынке продается в рублях. Между тем внутренние цены на сырую нефть отражают мировые цены с поправкой на валютные курсы. Соответственно, если оценить стоимость нефти в рублевом эквиваленте, то получится, что баррель будет стоить около 3000 руб. И тем не менее, это почти на 20% дешевле, чем было годом ранее. Так почему же тогда, если рублевая цена нефти на внутреннем рынке снижается, стоимость топлива растет?

«Дело в том, что цена на нефть снижается в долларах, в рублях же она остается, как правило, стабильной. В среднем нефть стоит 3000–3100 руб. за баррель или порядка 20 руб. за литр. При этом в себестоимость производства бензина входят кроме сырой нефти еще и прочие издержки, начиная от логистики и транспортировки и заканчивая затратами на ЖКХ. Учитывая, что стоимость нефти на внутреннем рынке не снижается, а стоимость прочих расходов растет, производители вынуждены поднимать цены, чтобы поддерживать рентабельность. И в данном случае, поскольку бензин является неэластичным продуктом, падение потребительского спроса несильно сказывается на ценах, поскольку топливо — продукт универсальный и необходимый всем. Так или иначе при любой цене его будут покупать», — поясняет Александр Гриченков, ведущий аналитик MFX Capital.

«Себестоимость производства бензина зависит прежде всего от стоимости сырья, производственных мощностей и электроэнергии», — соглашается Сергей Козловский, руководитель аналитического отдела Grand Capital. «Определение цены на нефтепродукты можно отнести к разделу „искусство“. Т. к. отнесение косвенных затрат ложится на совесть производителей, поэтому и является предметом вечных разбирательств ФАС и представителей отрасли», — добавляет Козловский.

Потребители недовольны

Многие экономисты и потребители жалуются на необъективный характер роста цен. Странно, когда крупнейшая нефтедобывающая страна на внутреннем рынке поднимает цены на топливо, при том что мировые цены на сырье падают рекордными темпами. Таким образом нивелируется тот позитивный эффект, который мог бы возникнуть от низких цен на сырую нефть. Удешевление стоимости энергии на внутреннем рынке простимулировало бы рост активности в несырьевых секторах промышленности, за счет чего экономическая конъюнктура могла бы улучшиться. А существуют ли объективные причины для постоянного подорожания бензина в России?

«Из объективных факторов роста стоимости бензина можно назвать лишь ежегодный рост акцизов, других причин в настоящий момент мы не видим», — заявил Сергей Козловский.

«Чтобы цена бензина не менялась (пренебрегая прочими факторами) необходимо, чтобы курс рубля по отношению к доллару менялся, так же как изменяется цена на нефть. Если курс рубля падает быстрее, чем снижаются цены на нефть, то цена последней в рублях растет, и бензин дорожает. Это и произошло в конце 2014 года. Может сложиться и обратная ситуация, когда курс рубля будет снижаться медленнее, чем снижаются мировые цены на нефть. В этой ситуации бензин подешевеет, и так было в конце 2008 года благодаря поддержке курса рубля со стороны Банка России», — добавляет Всеволод Лобов, руководитель аналитической службы ФГ «Доходъ».

Возможен дефицит

Исходя из специфики производства бензина в России, получается, что цены на топливо на внутреннем рынке не могут снижаться. Если посмотреть на ценовую динамику по бензину в России, то не было ни одного квартала, в котором было бы зафиксировано снижение стоимости.

«Себестоимость производства бензина зависит, прежде всего, от способа производства, от того, насколько оно эффективно и современно. Чем более сложное производство, тем больше добавленной стоимости оно генерирует и меньше зависит, например, от цен на сырую нефть. В ближайшие годы, в соответствии с налоговым маневром, себестоимость производства существенно возрастет из-за роста НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Налоговый маневр предусматривает компенсацию этого роста за счет снижения акцизов, однако для регионов ситуация будет разная. Акцизы составляют важную часть дорожных фондов, поэтому где-то акцизы могут не снизиться или снизиться не полностью, поэтому цена на бензин в этот период может вырасти (это случилось, в частности, в июне). Кроме этого, изменение в налогообложении сильно ударит по простым нефтеперерабатывающим заводам. Это может вызвать дефицит некоторых видов бензина», — делает неутешительный вывод Всеволод Лобов.

Напомним, что в начале августа глава «Роснефти» Игорь Сечин официально предупредил президента РФ о том, что ежегодный дефицит бензина на внутреннем рынке может составить до 5 млн тонн к 2017 году, если нынешний уровень потребления сохранится, а дополнительные льготы для НПЗ так и не будут введены.

Таким образом, пока в России нет таких условий, при которых можно было бы ожидать снижения цен на топливо.

Не так низко, как кажется

Отдельное внимание стоит уделить теме мировых цен на нефть. В первые дни августа баррель Brent рухнул ниже $49, что является минимумом с середины января текущего года и близко от минимумов кризисного 2009 года. При этом с начала июня цены рухнули на 25%, и это самые высокие темпы падения с конца 2008 года.

«Производство нефти пока продолжает бить рекорды, несмотря на снижение цен. В крупнейшем перевалочном пункте в США — Кушинге, штат Оклахома — до расчетных пределов хранения осталось всего 9 млн баррелей (общий объем составляет 71 млн баррелей) — это наиболее низкий показатель. Иран после отмены санкций, вероятно, в начале зимы может добавить на рынок около 1 млн баррель в сутки. При этом Саудовская Аравия снизит производство с сентября на 300 млн баррелей в сутки с рекордных 10,6 млн. Кроме этого, ФРС США, вероятно, поднимет ключевую процентную ставку, что наряду с количественным смягчением в Европе вызовет укрепление доллара и негативно повлияет на нефтяные котировки (так как они в долларах)», — заявляет Всеволод Лобов.

В то же время, несмотря на перечисленные факторы, цены остаются заниженными, поэтому есть определенный потенциал восстановления к концу года. «Цены на нефть будут оставаться под серьезным давлением и продолжат торговаться в коридоре $40-$60 за баррель (Brent). Мы ожидаем, что средняя цена все же будет выше $50», — дает обнадеживающий прогноз Всеволод Лобов.

Спада не будет

До конца года у производителей бензина может появиться еще больше поводов для роста цен на внутреннем рынке. В результате создаются повышательные ожидания ценовой конъюнктуры бензина. «До конца года мы ожидаем восстановления котировок нефти к $60-$65 за баррель (по марке Brent), стоимость бензина в России при любом сценарии поведения нефтяных котировок останется неизменной — рост, только с большей или меньшей скоростью», — делает вывод Сергей Козловский.

К сожалению пока специфика нефтепереработки в России не позволяет рассматривать возможности снижения внутренних цен на топливо. Несмотря ни на какие внешние и внутренние факторы, стоимость бензина внутри страны продолжит расти. Обнадеживает лишь, что темпы роста замедлились по сравнению с 15–20% в посткризисные 2010—2013 гг. (во всяком случае пока).

Главный редактор DailyMoneyExpert.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71896
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18877
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13061
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762