Программа мэрии Москвы о сносе незаконных построек стала самым резонансным событием последнего времени в сегменте малого и среднего бизнеса. Смогут ли бывшие арендаторы снесенных торговых точек продолжить бизнес в существующих торгово-развлекательных центрах, рассуждал Олег Климов, генеральный директор Группы Компаний SDG.
В поисках места
По некоторым оценкам, площадь подлежащих сносу строений составляет более 30 тыс. кв. метров. К ним по большей части относятся торговые павильоны, цветочные палатки, ювелирные магазины, салоны связи, букмекерские конторы. По данным властей, снос оставил без работы примерно две тысячи человек: наемных продавцов, официантов, владельцев малого и среднего бизнеса.
Под удар попали арендаторы торговых точек (с собственниками разговор особый). Теперь тем, кто вел торговлю в снесенных помещениях, нужно либо думать об альтернативных способах заработка, либо о том, какую торговую точку арендовать взамен прежней. Если идти по второму пути, то выбор небольшой — брать площади во встроенных помещениях первых этажей, либо в торговых центрах. Но каковы реальные перспективы таких предпринимателей продолжить дело в крупном торговом центре?
Ставки на уровне
С одной стороны, возможно, сейчас благоприятный момент перебазировать бизнес в крупные торгово-развлекательные центры. По моим наблюдениям, с момента введения торговых санкций, арендные ставки в ТРЦ заметно просели. В целом они снизились в два раза, но в различных торговых центрах эта величина варьируется. В большинстве случаев торговые центры вынуждены сократить бюджеты.
С момента введения торговых санкций, арендные ставки в ТРЦ заметно просели.
К кризисным тенденциям можно отнести и уход арендаторов, вызванный снижением покупательского спроса (во вновь открывшихся торговых центрах их количество сократилось на 30%). Однако с сентября этого года обозначилась и позитивная тенденция — динамика роста составила около 10%. В самых крупных и популярных центрах торговые площади востребованы на докризисном уровне, проблем с арендаторами там не наблюдается, и некоторое снижение маржинальности для этих торговых центров некритично.
Получается, попавшие под программу стрит-ритейлеры, могут воспользоваться моментом, чтобы заключить с легальными ТЦ договоры аренды по сниженной, кризисной ставке и попробовать вывести бизнес на новый уровень. Однако тем, кто рассматривает такой вариант, необходимо учитывать ряд и факторов, которые важны для работы в ТРЦ.
Работа над форматом
Во-первых, нужно понимать, что торговля в ТРЦ и та, которая велась в снесенных постройках, требует принципиально разных подходов. Ведь раньше такие предприниматели вели бизнес стихийно, без учета необходимых требований к дизайну помещений и ассортименту продукции. В ТРЦ такой подход себя не оправдывает. Арендуя площадь в крупном центре, придется ко всему отнестись серьезнее — продумать концепцию торговой точки, дизайн, ассортимент. Более того — проявить креативность, придумать фишку, которая удивит покупателей и привлечет к вам.
Арендуя площадь в крупном центре, придется ко всему отнестись серьезнее — продумать концепцию торговой точки, дизайн, ассортимент.
Во-вторых, придется озадачиться разработкой четкого бизнес-плана. Нужно точно просчитать затраты на аренду, обеспечительные платежи, закупку товара, зарплату, оборудование и необходимую документацию. Торговля в ТРЦ не терпит стихийности. В противном случае, бизнес угаснет, не начав приносить доход.
В-третьих, будьте готовы к тому, что зачастую торговые центры предлагают в аренду не самые выгодные места, таким образом «закрывая дыры» в своих интересах. Поэтому прежде чем подписать договор аренды, хорошо изучите ТЦ и самостоятельно оцените его проходимость. Соответствует ли тот или иной торговый центр вашему направлению деятельности и ценовой категории? Насколько велика конкуренция в сегменте и так далее.
В-четвертых, не забудьте, что в ТРЦ покупатели рассчитывают на определенный уровень обслуживания. Если вы сами встанете за прилавок, то помните о вежливости, услужливости, терпении и готовности дать исчерпывающие сведения по ассортименту. То же самое нужно требовать и от нанятых продавцов-консультантов.
Розничный бизнес стоит дорого и нужно подстраиваться под изменения рынка.
Розничный бизнес стоит дорого и нужно подстраиваться под изменения рынка. Тем не менее, шанс на успешное продолжение бизнеса у стрит-ритейлеров, разумеется, есть. Возможности торгового центра гораздо выше, чем в стрит-ритейле, и сильные арендаторы это понимают. Но в любом случае, необходимо четко понимать — чтобы успешно заниматься розничным бизнесом, нужно стараться и постоянно его развивать.
[simlink]Аренда в торговом центре: дорого, но доходно?Алексей Федосеев: «Россияне готовы признать, что на одежде и машине можно экономить»Как правильно покупать на AliExpress: 6 советов начинающим[/simlink]
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы