Домашнее обучение: кто ответит за качество

Домашнее обучение: кто ответит за качество

6253 26 августа, 2016 год

Полезно ли домашнее обучение детям, возможно ли полноценное развитие ребенка без школы и почему на родители переходят на новые формы образования, рассказала в своей колонке Виктория Тимофеева, перинатальный психолог, директор семейного комплекса «Центр Родительства». Продолжаем цикл о домашнем обучении.


Крепкая родительская позиция

Домашнее образование — это такой социальный эксперимент, возникший как ответ на проблемы, которые существуют в современной школе. Он подкреплен, с одной стороны, страхами и тревогами родителей за своих чад, а с другой — модой из западных стран.

Меня, как психолога, работающего с родителями и детьми, очень радует, что такая тема, как домашнее образование, сейчас активно обсуждается. Это показатель того, что появился пласт современных родителей, которые перестали слепо доверять воспитание и становление ребенка различным социальным институтам, сбрасывая с себя ответственность за его будущее. Такие родители становятся активными деятелями в плане развития собственных детей. Они изучают, планируют, выстраивают видение их будущего и делают конкретные шаги по пути реализации. У современных родителей появилась крепкая родительская позиция, которая реализуется в конкретной деятельности.

У современных родителей появилась крепкая родительская позиция, которая реализуется в конкретной деятельности.

С другой стороны, сразу встает вопрос о качестве реализации такой «родительской» деятельности, и, логично вытекающий из него вопрос — о компетентности самих родителей при принятии такого серьезного, «поворотного» решения относительно образования ребенка. Родителям, которые задумываются о домашнем обучении для своего чада, сначала надо честно ответить на вопрос — для чего?

Если вы боитесь эмоционального давления учителей и потенциальных конфликтов со сверстниками, то подумайте, а не инвалидизируете ли вы ребенка, устраивая ему домашние, «тепличные» условия, в которых у него даже не будет шанса на полноценную, разностороннюю социализацию?

Если считаете, что современная школа не способна раскрыть таланты ребенка, то сможете ли вы самостоятельно подобрать для него качественную программу обучения, которая его поднимет на небывалые высоты? Видите ли вы, как родитель, свою ограниченность в педагогической деятельности? Разумеется, позиция — «все мы немного врачи, педагоги и психологи» — не выдерживает никакой критики.

Ребенка учит компьютер

При выборе программы для домашнего обучения родители подчас указывают, что используют комплексные программы, которые размещены на интернет-ресурсах. Ресурсы предлагают ориентировочное расписание предметов для изучения соответственно возрасту. Ребенок должен просматривать онлайн-уроки, выполнять тесты, причем, он это должен делать самостоятельно. Родитель в такой системе выступает в качестве поддержки. Получается, что при таком подходе в образовании отсутствует человеческое общение, коммуникация, ребенка-де-факто учит компьютер.

Основной постулат образования: «Человека может научить только человек».

Чему учится ребенок? Воспринять информацию, переработать, отложить в кратковременную память, чтобы потом ответить на вопросы теста. Этот ряд навыков, скорее, напоминает работу процессора, а не результат обучения человека. На мой взгляд, такой подход — порождение ЕГЭ, из которого полностью убран человеческий фактор, а сами знания по итогу представляют собой «файловую» систему. Основной постулат образования: «Человека может научить только человек». Именно человек способен передать ребенку любовь к предмету так, что это станет делом жизни или эмоционально наполнить тему, произведение, показав ценностные ориентиры. Обучение в школе далеко не сводится к приобретению некого набора знаний.

Из плюса в минус

При обсуждении плюсов домашнего обучения часто на первое место ставят свободу образования, то есть ребенок может выбирать что, когда и как изучать. Вопрос в следующем — исходя из чего, ребенок должен сделать такой выбор? Личность ребенка, его интересы и ценности еще не сформированы, они как раз и должны формироваться относительно границ, которые задают ребенку взрослые, в том числе и во время обучения. Ребенку для развития и становления всегда нужны ограничения, благодаря которым он познает мир и пробует себя в этом мире. Четкую потребность ребенка в границах иллюстрирует следующий пример.

Ребенку для развития и становления всегда нужны ограничения, благодаря которым он познает мир и пробует себя в этом мире.

Некоторое количество лет назад в западных странах была популярна уверенность среди родителей, что ребенок сам знает, как ему развиваться, не надо ему ничего запрещать и не надо ограничивать. Результаты такой стратегии воспитания: на сегодняшний день там наблюдается пандемия расстройств аутистического спектра у детей. Дети абсолютно не принимают и не воспринимают окружающий мир с его требованиями, отношениями, задачами, они не умеют общаться со сверстниками, другими взрослыми, подчиняться правилам и находиться в обществе. Причем это вовсе не следствие органического поражения мозга, а результат некорректного подхода к воспитанию. С какой-то странной наивностью мы, взрослые, подходим со своми взрослыми либеральными идеями к психологии маленьких детей, не учитывая их возрастные особенности.

Как еще один плюс домашнего обучения указывается физическая свобода: нет необходимости строгого посещения школы, свободный график. На первый взгляд это здорово и удобно. Но не стоит забывать, что необходимость посещения школы формирует сначала внешнюю, а затем и внутреннюю дисциплину у ребенка, что является неотъемлемой частью взрослого зрелого человека.

Не стоит забывать, что необходимость посещения школы формирует сначала внешнюю, а затем и внутреннюю дисциплину у ребенка, что является неотъемлемой частью взрослого зрелого человека.

Необходимо помнить об еще одном компоненте обучения — мотивации. Она, к сожалению, у ребенка далеко не всегда стабильна. Ситуация потери мотивации обычно характеризуется полным отсутствием интереса к обучению, общим нежеланием что-то делать. Часто такая ситуация бывает в переходном возрасте, ее причиной может стать гормональная перестройка организма. Внешняя жесткая система расписания занятий и строгая необходимость посещать их и может стать стабильным компонентом в постоянно меняющемся мире подростка, который позволит юноше или девушке в такой ситуации не впасть в депрессию, а вернуться в нормальный ритм жизни.

Эмоциональная свобода также указывается среди сильных сторон домашнего обучения. Подразумевается, что обучаясь дома, ребенок не получает негативный опыт общения, возможно, даже давления со стороны педагогов. Не общается с «плохими» сверстниками, с которыми могут сложиться напряженные, конфликтные отношения. К сожалению, эта ситуация, скорее, минус домашнего обучения, так как не позволяет детям полноценно социализироваться в обществе. Ребенку необходимо научиться общаться со сверстниками, выстраивать отношения, понимать меру ответственности за них, учиться решать конфликтные ситуации при поддержке взрослых, прощать и понимать, причем для этого требуется ежедневное общение. Кроме того, важно научиться выстраивать отношения с «другими взрослыми», то есть с учителями, администрацией школы, а не ограничиваться общением с родителями. Эти коммуникативные навыки позволят молодому человеку успешно войти во взрослую жизнь.

Ребенку необходимо научиться общаться со сверстниками, выстраивать отношения, понимать меру ответственности за них, учиться решать конфликтные ситуации при поддержке взрослых.

Если стоит выбор между домашним обучением и школой, нужно выбрать оба. Ребенку необходимо продолжать посещать школу. Школьная система может быть встроена в общую концепцию образования, которая будет содержать и четкий образ будущего, и дополнительные образовательные блоки. При этом не надо бояться менять классы, учителей или школы — нужно найти свою, оптимально подходящую вашему ребенку, под ваши общие цели и задачи.

Директор семейного комплекса «Центр Родительства», перинатальный психолог

Как выбрать кассу для своего бизнеса 71894
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 18874
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13061
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9762