Регионам сократят финансирование на 15,5%

3913 25 июля, 2016 год

В 2017 году правительство планирует сократить федеральные расходы на финансирование регионов на 15,5%.

Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные Минфина, в первой половине текущего года расходы регионов составили 4,34 трлн руб. при доходах в 4,62 трлн руб. Таким образом, профицит бюджета составил 276 млрд руб. Ожидается, что к концу текущего года, как и в 2015-м, этот избыток исчезнет. Значительная часть расходов территорий приходится на второе полугодие. Так, 2015 год регионы завершили с дефицитом в 171 млрд руб. В 2016 году, ожидает Минфин, расходы превысят доходы на 248 млрд руб.

По словам представителей Минфина, в будущем году все расходы федерального бюджета будут ниже уровня текущего года. Объем самого значительного вида финансовой помощи — дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности — сохранится на уровне 2016 года. Дотации на реализацию майских указов президента по повышению заработной платы бюджетникам сократятся на 5% — с 30 млрд руб. в этом году до 28,5 млрд руб. в 2017-м. Трансферты на дорожное строительство от нынешнего уровня будут сокращены почти вдвое.

Трансферты, составляющие приблизительно шестую часть доходов регионов, в будущем году будут сокращены не только в реальном, но и номинальном выражении.

Марк Гойхман, аналитик ГК «TeleTrade»:

Вынужденная заморозка расходов бюджета сильно ударит по регионам. По данным Счётной палаты, лишь 9 областей имеют профицит бюджета, тогда как дефицит — у 76. Если учесть, что трансферты им из центра составляют порядка 1,6 трлн руб. в год, то их сокращение на 15,5% заберёт почти 250 млн руб. Вероятнее всего, это будет означать отсутствие индексации зарплат, снижение дотаций в социальной сфере.

Выделение средств на ремонт и восстановление дорог уменьшится почти в два раза. Частичной компенсацией могут послужить средства из территориальных дорожных фондов, в которые будет поступать половина средств от повышения акцизов на топливо. Однако сумма их, очевидно, не будет достаточной для финансирования работ. Поэтому ремонт региональных трасс окажется минимальным.

Некоторой альтернативой бюджетным трансфертам могут послужить займы местных администраций. Это такие инструменты, как размещение облигаций, банковские кредиты, которые призваны уменьшить нехватку средств и возможность дожить до «лучших времён».

Однако увидеть эти времена, на мой взгляд, предстоит не раньше 2019 года. Во-первых, по предложениям Министерства финансов, расходы госбюджета заморожены будут на три года. Во-вторых, даже при некоторой стабилизации экономики в 2017 году, расходы регионов по традиции повысятся перед выборами 2018 года. И лишь при составлении нового, послевыборного бюджета России, трансферты на региональные нужды способны восстановиться.





Тамара Касьянова, первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров»:

Ремонт дорог прекращен, конечно, не будет. Однако, финансирование этой статьи расходов, судя по всему, будет существенно урезано. Таким образом, ожидать значительного улучшения ситуации с дорогами не стоит. Бюджет требует сокращения расходов. Видимо, дорожная статья признана оптимальным вариантом экономии. К сожалению, в текущей ситуации все решения будут плохими. Минфин, видимо считает урезание расходов на дороги лучшим из всех худших решений. В результате сокращения финансирования проблема качества дорого в РФ может усугубиться, что потребует дополнительных расходов в будущем, когда ситуация в экономике стабилизируется.

Процесс стабилизации, скорее всего, затянется. Российская экономика только начала подавать признаки восстановления. Быстрого возврата к докризисным показателям роста не предвидится – восстановительный процесс будет длительным и постепенным. Пока ключевая задача – максимально сократить бюджетный дефицит. В 2018 году, если не случится новых масштабных кризисов в мировой экономике, уже можно будет рассчитывать на небольшой рост, в том числе и по расходной части.





Вячеслав Георгиевский, директор филиала «БКС Премьер» (Тольятти):

По трансфертам, связанным с дорогами, ожидается сокращение практически вдвое. Это означает, что общий объем упадет ниже 30 млрд руб. Частично это будет компенсировано повышением акцизов на топливо, так как около половины этих поступлений остаются в регионах. Тем не менее, возможная сумма трансфертов все равно очень мала, учитывая потребности, а также общую тенденцию к улучшению состояния дорожной инфраструктуры.

Судя по всему, мы увидим менее активную модернизацию дорог и ремонт дорожного полотна в следующем году. Но некоторые регионы, возможно, смогут за счет собственных средств сохранить объемы, хотя это будет скорее исключение, чем правило.

Прежний уровень финансирования будет возвращен только после улучшения ситуацию с бюджетом. К сожалению, это возможно сейчас только по мере роста цен на нефть.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 73705
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19112
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13269
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9853