Чистка рядов: сколько банков лишится лицензий в 2016 году?

Чистка рядов: сколько банков лишится лицензий в 2016 году?

7073 29 апреля, 2016 год

Десятая часть российских банков к концу года останется без лицензий — таков прогноз международного рейтингового агентства Moody’s. Проводимая Центробанком расчистка рынка помогает избавиться от сомнительных организаций. Но она же несет и вполне конкретные риски для частных банков и населения.


Минус 10

Международное рейтинговое агентство Moody’s в середине апреля опубликовало обзор, посвященный ситуации в банковской системе России. По мнению аналитиков агентства, около 10% кредитных организаций по итогам года уйдут с рынка в результате активных действий Банка России по расчистке сектора. Политика Центробанка красноречиво говорит, что специалисты Moody’s недалеки от истины: регулятор набрал впечатляющие темпы отзыва лицензий. В прошлом году рынок покинули 93 банка, с начала текущего года было отозвано уже 34 лицензии.

В этом году может быть поставлен рекорд по количеству отозванных банковских лицензий, считает управляющий Санкт-Петербургским филиалом Росгосстрах Банка Елена Верёвочкина. «С такой динамикой в линейном прогнозе есть все шансы выйти на показатель не менее 120 отозванных лицензий. Вероятно, в конце года мы будем констатировать уход с рынка не менее 90–100 кредитных организаций (примерно столько же, сколько и в 2015 году), это составит почти 13–15%», — указывает эксперт. Основные причины отзыва лицензий — высокорискованная кредитная политика, недостоверная отчетность, проведение сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж, несоблюдение требований регулятора и законодательства.



Представители Банка России ранее заявляли, что чистка отрасли завершится к началу 2018 года. По оценке Карины Артемьевой, руководителя управления рейтингов компаний финансового сектора Национального рейтингового агентства, к этому времени на рынке может остаться не менее 500 банков. «Ряд экспертов обозначают уровень, к которому должно стремиться число участников банковского рынка — порядка 300 кредитных организаций. Сегодня действующими являются менее 650 банков. Если верить итоговой цифре „300“, сжатие системы может достичь 50%. Основываясь на прогнозе отзыва лицензий на уровне 10% в текущем году, можно рассчитывать, что система не сократится столь радикально, как прогнозируется (вряд ли отзывы в 2017 году будут происходить галопирующими темпами)», — рассуждает Артемьева.

Выживут только госбанки

Как правило, лицензий лишаются небольшие и малоизвестные кредитные организации, но случаются и громкие дела. В 2015 году без лицензии остались сразу несколько входящих в ТОП-100 банков, в том числе «Российский кредит», Пробизнесбанк, НОТА-Банк. По мнению директора аналитического департамента ИК «Окей Брокер» Владимира Рожанковского, некоторые участники первой сотни и в этом году могут остаться без лицензии. «Я думаю, что прогноз Moody’s даже избыточно оптимистичен. ЦБ РФ взял высокие обороты по отзыву банковских лицензий, так что в этом году мы можем увидеть ещё несколько резонансных дел», — полагает эксперт.

Старший управляющий директор по инвестиционной деятельности УК РОСНАНО Ашот Марьян, напротив, уверен, что работа регулятора по очистке банковской системы близка к завершению. «При отсутствии существенных потрясений в макроэкономике мы не ждем больше громких скандалов. Главный вопрос на повестке дня — общеэкономические проблемы, которые приводят не только к дефициту качественных заемщиков, но и к снижению спроса на банковское финансирование в целом. Такой тренд на фоне раздутых операционных расходов банков влечет за собой отсутствие доходности в секторе. Это отличный момент для оптимизации, слияний и срочных мер по повышению эффективности. Как бы нам не остаться наедине с исключительно государственной банковской системой из-за полной потери мотивации частных инвесторов», — отмечает Марьян.



Расчистка отрасли в первую очередь ударит именно по частным банкам, которым грозят проблемы с ликвидностью. Центробанк отзывает лицензии в рамках программы по оздоровлению финансового рынка, благодаря которой с рынка уходят неэффективные и сомнительные игроки. Но при этом все больше клиентов меняют частные банки на государственные.

«Часть лишенных лицензии банков занимается отмывочными операциями, их удаление с рынка оправданно; но другая часть находится в сложном положении. Государство отчасти виновато в сложившейся ситуации — оно предоставляет государственным банкам нерыночное дешевое фондирование, что ущемляет частные банки. В результате создается нерыночная конкурентная среда. Клиенты боятся постоянных отзывов лицензий коммерческих банков и размещают средства в наиболее надежных госбанках», — подтверждает Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент».



Елена Верёвочкина добавляет, что из-за существенного усиления контроля и ужесточения регулирования банки вынужденно изменили свои рисковые и бизнес-модели, отказались от ряда категорий клиентов и нерентабельных операций. Как следствие, значительно снизилась маржинальность банковского бизнеса и возникла потребность в поиске новых источников дохода.

Что будет со ставками

Ударная работа регулятора, с одной стороны, защищает население от банков-мошенников. С другой стороны, она может сказаться на клиентах банков не лучшим образом. Как отмечают аналитики Moody’s, уровень удовлетворения требований кредиторов (то есть вкладчиков и держателей облигаций банка) остается крайне низким. Причина кроется в неэффективности процедур по исполнению требований кредиторов и в низком качестве активов банков. И пока не будут приняты необходимые меры, кредиторы банков продолжат нести убытки.

Чистка банковского сектора может сказаться и на доступности банковских услуг.

«Снижение числа участников сектора однозначно работает в направлении снижения конкуренции на рынке банковско-финансовых услуг. Это приводит к ухудшению условий для вкладчиков и заемщиков. Один из процессов мы уже воочию наблюдаем — методичное снижение ставок по банковским депозитам», — указывает Владимир Рожанковский.



По мнению Елены Верёвочкиной, расчистка сектора вряд ли скажется на объемах предоставляемых услуг. При этом эксперт отмечает, что финансовый рынок претерпел существенную трансформацию, которую уже ощутили все его участники: банки, бизнес и население. «Для клиентов банков это выразилось в ужесточении требований к ним, усилении контроля над операциями и идентификацией клиентов и т. д. В связи с этим для некоторых категорий граждан банковские услуги стали менее доступными. Все идет к тому, что ставки, особенно по депозитам, уже не будут так сильно отличаться в разных банках, как это было раньше», — заключает Верёвочкина.

Очищение регулятором банковской системы находится в самом разгаре. Оно должна стать лекарством, которое сделает отрасль более прозрачной и эффективной. Но есть и существенные побочные эффекты в виде незащищенности кредиторов проблемных банков и возможного ухудшения условий предоставления банковских услуг.

Работает журналистом более 7 лет. Любит и умеет писать про экономику и финансы. В сфере интересов макроэкономика, денежный рынок, кредиты, облигации, валюта.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74201
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19172
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13318
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9867