Россияне не хотят брать кредиты

3708 17 февраля, 2016 год

В январе 2016 года среди жителей крупных городов в возрасте 18-45 лет доля оформивших новый кредит составила 9%.

Доля тех, кто досрочно закрыл свои кредитные обязательства перед банками, составила 11%. Максимума с 2009 года достигла доля россиян, отложивших планируемые займы или вовсе отказавшихся от них – 20%. Такие данные приводит «КоммерсанЪ», опубликовав данные ежемесячного онлайн-опроса «Комкон.Антикризис» исследовательской компании Synovate Comcon.

По данным исследовательской компании GfK Rus, россияне ожидают, что нынешний кризис может продлиться от трех и более лет. В конце 2015 года почти половина респондентов заявляла, что кризис коснулся их лично. Годом ранее 84% россиян говорили, что кризис их не задел. В конце 2015 года, по данным GfK, 90% россиян ожидали повышения цен на продукты питания, 85% — на транспорт и 80% — на одежду и обувь.

По данным GfK, россияне придерживаются стратегии «жить от зарплаты до зарплаты»: сегодня средний россиянин тратит 76% своего месячного дохода, откладывает 15%, 5% — инвестирует и 3% — дарит.

Николай Мясников, заместитель генерального директора Объединенного Кредитного Бюро:

2015 г. был кризисным для розничного кредитования. По нашим данным, в 2014 г. количество новых кредитов было на 40% больше, чем количество закрытых. В 2015 ситуация изменилась на противоположную: с начала года новых кредитов было выдано на 17% меньше, чем погашено старых.

Самый сильный удар по кредитованию пришелся на I кв. 2015 г., когда выдачи снизились более чем на 50%. В течение остального года квартальная динамика была положительной, а пик кредитной активности пришелся на декабрь. В январе мы также наблюдаем оживление на рынке, количество запросов в бюро от банков выросло на 30% по сравнению с январем 2015 г. Делать долгосрочные прогнозы на год пока преждевременно. Скорее всего, текущая макроэкономическая ситуация, снижение реальных доходов населения и недостаток зарубежных инвестиций вряд ли позволят банкам существенно нарастить кредитование в следующем году. Мы ожидаем, что рынок розничного кредитования в 2016 г. вырастет не более чем на 5-6% по сравнению с прошлым годом.

Спрос на ипотеку и автокредиты завязан, прежде всего, на госпрограммах по поддержке этих сегментов. Если они будут действовать в течение года, то спрос, скорее всего, будет довольно стабильным. Также в конце 2015 г. мы увидели первые заметные результаты переориентации банков и заемщиков с небольших кредитов наличными и POS-кредитов на кредитные карты. К декабрю доля кредитов наличными в портфелях банков впервые упала ниже 50%, а кредитные карты, напротив, увеличили присутствие с 44% до 48%. Думаю, что эта тенденция продолжится и в 2016 г.





Егор Иванов, старший аналитик Национального рейтингового агентства:

Говоря о кредитовании физических лиц, первая ассоциация – это беззалоговое нецелевое потребительское кредитование, затем идут кредитные карты и ипотека с автокредитами. Наиболее массовым был как раз сегмент беззалогового кредитования, когда в условиях роста экономики граждане охотно брали деньги в долг на сиюминутные нужды. Скоринг у банков был также достаточно лояльным, позволявший охватить максимально широкие слои общества, а все риски они закладывали в процентные ставки. В тех условиях рынок потребительского кредитования рос огромными темпами и все возникающие проблемы «размывались» за счет новых выдач.

В 2014 году стало понятно, что этот пузырь сдувается, в худшую сторону изменилось экономическое окружение, снизились реальные доходы граждан, в конце года резко выросла ключевая ставка, что увеличило стоимость фондирования банков. С учетом вводимых ЦБ РФ ограничений на полную стоимость кредита кредитовать как раньше – всех и по высоким ставкам – банки уже не могут.

В начале 2015 года потребительское кредитование практически остановилось, банки пересматривали свои скоринги, ужесточали требования к заемщикам, чтобы иметь возможность предлагать адекватные ставки для наиболее качественных клиентов. Сейчас получить кредит могут только «первоклассные» заемщики, имеющие положительную кредитную историю и подтвержденный доход. Но, как правило, эти люди являются хорошо подкованными в области финансов, и брать кредит на десятый телевизор они не будут. С учетом всего этого, круг потенциальных заемщиков существенно снизился и в ближайшее время рынок вряд ли возобновит рост. Банки же в поисках клиента стали активно предлагать розничные продукты для сотрудников их корпоративных клиентов, в том числе делая различные предложения в рамках зарплатных проектов. На первое место стал выходить удобный сервис и клиентоориентированность, что дает банкам преимущества в борьбе за клиента.





Тамара Касьянова, управляющий партнер АО «2К»:

Рынок потребительского кредитования в 2016 году может сократиться. Увеличение расходов граждан, связанное с повышением акцизов и инфляцией, снижение реальных доходов, неопределенность на валютных рынках, отсутствие перспектив улучшения ситуации делают кредитные продукты весьма опасными, и многие действительно могут отказаться от займов. Однако это не распространяется на сферу микрокредитования – небольшие суммы ежемесячных выплат делают такие кредиты весьма привлекательными для населения, ограниченного в финансовых средствах. Этот сектор кредитования, судя по всему, продолжит расти и развиваться.

Журналист по образованию и по призванию. Интересующие темы: финансы, инвестиции, искусство.

Как выбрать кассу для своего бизнеса 74178
На чем и сколько зарабатывают продюсеры онлайн-курсов 19164
Кого ЦБ РФ не пустит на финансовый рынок 13314
6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить 9867