Мода на здоровый образ жизни поддерживает фитнес-индустрию даже в кризисные годы. Каковы тенденции современного фитнес-рынка, кто чаще всего посещает занятия, и почему клиенты, купившие абонемент, но не занимающиеся, не выгодны клубам, обсудили с Ольгой Киселевой руководителем сети, директором по развитию World Gym в России.
Что сейчас происходит с рынком фитнес-услуг в России — растет, стагнирует, падает? Как на нем сказался кризис?
Индустрия фитнеса демонстрирует стабильный рост на протяжении последнего десятилетия. И это понятно: индустрия молодая, существует чуть больше 20 лет, находится на этапе расширения, захвата новых территорий, поэтому никакие кризисы сильно не влияют на положительную динамику роста.
В абсолютных цифрах рынок фитнеса продолжает расти: в 2014 году объем рынка составил 95 млрд руб. (по оценкам NeoAnalytics), а в 2016 г. может достигнуть 123 млрд руб.
Индустриальной статистики по фитнесу в России нет. Отрасль частично пользуется информацией, предоставляемой IHRSA (International Health, Racquet & Sportsclub Association — Международная ассоциация Фитнеса и Спорта), частично — оценками экспертов и частных консалтинговых компаний. Делая прогнозы, мы вынуждены опираться на средние по рынку показатели. Согласно им сегодня в России действует около 3,5–3,7 тыс. клубов, оказывающих услуги 147 млн человек. Для сравнения, в США число клубов почти в десять раз больше.
Как свидетельствуют цифры из открытых источников, пока уровень вовлеченности в фитнес не так высок: если в Москве и Петербурге — это 10% (примерно как на Западе), то в регионах — порядка 2%. Насколько эти цифры адекватны?
Процент вовлеченности (или, как называют его в индустрии, процент проникновения), а именно количество людей, занимающихся фитнесом от общей численности жителей исследуемого локального рынка, в Москве уже перешагнул рубеж в 10%. По оценкам экспертов, он находится в диапазоне от 11 до 13%. В Петербурге эта цифра чуть меньше — от 9 до 11%. В городах-миллионниках — 5–7%, а в среднем по России — 1,5–2%.
Для сравнения: в США спортзал регулярно посещают 14,1%, в Германии — 8,5%, в Голландии — 15,5%, а в Великобритании — 6% населения, а численность жителей Нью-Йорка, занимающихся фитнесом, достигает 37%. Так что, нам есть куда расти.
К сожалению, полноценных количественных исследований рынка фитнес-индустрии пока не проводилось: наша индустрия «большой статистике» пока еще не так интересна. Все цифры, которыми мы оперируем, — экспертные.
Фитнес — как индустрия работы с телом — появился в США на стыке 1960-70-х годов. В Россию эта тенденция пришла в середине 90-х. Отставание — 20 лет. Естественно, что это отставание в связи с глобализацией и высокой степенью мировой интеграции сокращается. Но оно продолжает существовать. Именно поэтому в Лос-Анджелесе фитнес-клубы можно найти в каждом квартале, а в Новосибирске — пока нет. Потому перспективы развития фитнес-индустрии в России очень хороши: наша отрасль находится на этапе роста, вход в растущий рынок всегда обеспечивает стабильность бизнеса, с одной стороны, а небольшой относительно мировой индустрии процент проникновения гарантирует задел развития фитнес-индустрии России на ближайшее десятилетие, с другой.
Каков объем рынка, как распределяются доли между крупными игроками?
С учетом того, что исследовательские компании называют нам цифру в 3,5–3,7 тыс. фитнес-клубов на всю Россию, можно с уверенностью сказать, что менее 40% из них составляют сетевые проекты как федерального, так и локального масштаба, которые охватывают чуть больше 60% рынка в денежном выражении. Сейчас рынок сетевых проектов представлен 8–10 крупными федеральными игроками.
Какова заполненность рынка участниками — хватает ли клубов?
Для данного этапа развития потребительского спроса и рынка, пожалуй, существующего количества клубов хватает. Но рынок расширяется, процент вовлеченности растет, следовательно, будет расти и количество клубов.
Почему в России более развит премиум-сегмент фитнес-центров, а совсем не эконом, как на Западе? Каковы перспективы развитию у разных фитнес-сегментов?
В России фитнес-индустрия получила старт развития в премиальном сегменте. И это было логично: старт в наиболее продвинутом сегменте с точки зрения включенности в мировые тренды. Фитнес в середине 90-х был моднейшим трендом, must-have для человека, причислявшего себя к определенной социальной страте, способом самоидентификации. Человек за такой способ самоидентификации готов был платить (и платил!) большие деньги. Именно поэтому весь потенциал развития индустрии фитнеса был сосредоточен в высоко платежеспособном сегменте. Исчерпав этот сегмент, индустрия «опустилась» в средний и эконом-сегменты. Поскольку развитие началось с премиального сегмента, он был заполнен первым.
В настоящее время российский региональный рынок фитнес-индустрии осваивает премиальный и средний сегмент, Москва и города-миллионники — тестируют рынок эконом и low cost. Движение в сторону low cost обусловлено высокой плотностью конкурентной среды в сегменте Middle (средний) и практической заполненностью сегмента Premium.
Основной вопрос к фитнес-клубам — это система ценообразования. Почему именно годовой абонемент — это основной продукт при продаже? Есть ли статистика, сколько клиентов из тех, кто приобретает абонементы, потом не посещает клуб? Интересны ли клубам такие «разовые» клиенты? А сколько клиентов занимаются больше года?
Система годового клубного членства — модель, которая исторически возникла на отраслевом рынке многофункционального фитнеса, перекочевав из западных подходов. Правда, к настоящему моменту западные рынки давно модифицировали модель годового членства в систему помесячных платежей, автоматически списывающихся со счета клиента.
Удобство этой финансовой модели очевидно для компании — простота финансового прогнозирования и управления продажами.
В фитнес-индустрии есть такой показатель — процент продлений. Его величина, в первую очередь, зависит от сегмента, в котором работает проект: в премиальном сегменте этот показатель выше, в эконом — ниже. В среднем он колеблется от 40 до 70%. Этот показатель демонстрирует количество людей, возобновивших членство на следующий год. Естественно, у клуба есть костяк приверженцев — лояльных клиентов, занимающихся в клубе много лет.
Как я понимаю, основной возраст клиентов — до 25–35 лет. Почему возрастная аудитория представлена меньше? Есть ли условия для их занятий? Насколько сами клубы готовы принимать людей старшего возраста?
Возрастной портрет потребителя фитнес-клуба очень зависит от позиционирования проекта и абсолютно точно не ограничен 25–35 годами.
Проекты, ориентированные на бизнес-аудиторию, чаще всего имеют возрастные границы от 20 до 45–50 лет, а клубы смешанного формата, ориентированные на семейный фитнес, и того шире: от младенцев до людей 70-летнего возраста. Для старших людей существуют специально разработанные программы.
Для чего люди вообще ходят в фитнес-клубы?
Цели посещения различны: поддержание здорового образа жизни, тусовка, знакомства, полезные контакты, реабилитация, семейное времяпрепровождение.
Что сейчас предпочитают клиенты фитнес-клубов из занятий?
Предпочтения варьируются в зависимости от группы клиентов. Так, например, клиенты клубов для бизнес-аудитории предпочитают активные программы, функциональный тренинг. Клиенты семейных клубов — игровые виды спорта или релакс. Оценить предпочтения можно, вычленив тенденции развития индустрии.
И каковы тенденции? Что ожидает отрасль в ближайшие лет пять?
Фитнес-индустрия в России по-прежнему находится в стадии роста, поэтому общеэкономические кризисы для фитнес-отрасли не имеют пока таких серьезных последствий, как для более «старых» отраслей.
Из тенденций фитнес-индустрии в России можно отметить следующие:
— активный рост индустрии за счет регионов,
— фитнес становится массовым, перестает быть услугой для платежеспособных,
— фитнес перестал быть демонстрацией статуса, стал образом жизни,
— активное развитие в сторону low cost сегмента,
— развитие студийного формата: студии йоги, бега, танцев и др.
Из тенденций в развитии программ тренировок:
— фитнес «вышел на улицу»: большое количество программ проводят на свежем воздухе, бег стал одной из форм ЗОЖ,
— фитнес «для жизни»: функциональный тренинг — одна из главных тенденций в фитнесе. Это программы, воспроизводящие нагрузки и усилия, с которыми человеку приходится иметь дело в жизни,
— в фитнес пришли пожилые – 10-15% клиентов фитнеса – люди старше 50 лет.
Введение норм ГТО поможет ли индустрии? Могут ли они стать базой для подготовки для сдачи норм?
Для фитнес-индустрии сдача норм ГТО, на мой взгляд, еще один маркетинговый инструмент для привлечения потенциальных клиентов к здоровому образу жизни.
Чтобы определиться с выбором онлайн-кассы, нужно понимать, какие виды представлены сегодня на рынке, и на какие важные параметры, учитывающие особенн...
Продюсер онлайн-курсов - относительная новая профессия, официально пока не признанная, но вызывающая интерес. В рекламе обучающих курсов нам обещают...
9 июля ЦБ РФ на встрече с профучастниками рынка обсуждал дальнейшее регулирование доступа на финансовые рынки для физлиц. Суть изменений, которые пре...
«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли и...
Умная подписка
на новые материалы
Умная подписка
на новые материалы